Мария Озмитель,
специально для проекта © Ритейл Кыргызстан
21 января, 2008 г.
Под «проектированием магазинов» понимается процесс создания проекта магазина – от архитектурного решения до расстановки торгового оборудования. Грамотное проектирование магазина ставит своей целью создание комфортной среды, способствующей привлечению покупателей и повышению продаж.
Проектирование магазинов и торговых центров в Киргизии.
Сейчас в Киргизии активно реконструируются старые, еще советские помещения продовольственных и хозяйственных магазинов, открываются новые павильоны и строятся крупные торговые и торгово-развлекательные центры. Развитию магазиностроения в городе Бишкек также способствует стремительный рост города – постоянное строительство, возведение новых жилых микрорайонов.
Значение и целесообразность правильного построения процесса проектирования магазина в Киргизии не всегда рационально оценивается ритейлерами и владельцами магазинов. Основными преимуществами считаются наличие правильного ассортимента и выгодное расположение магазина. По этому принципу функционируют многочисленные магазины «у дома» с простыми названиями «Алина», «Лейла», «Марина» и т.д. Ассортимент составляют товары повседневного спроса, а ценовая политика привлекательна для среднего посетителя. В среднестатистическом магазине такого плана не используются основные составляющие эффективного проекта – комфортная атмосфера, удобная планировка торгового помещения, выразительность дизайна. Задачу повышения продаж владельцы себе не ставят. Не развиваясь, не расширяя ассортимент и без привлечения дополнительных средств такой магазин может существовать продолжительное время, очень стабильно, в силу своей близости к жилью, в 5 минутном радиусе доступности. По мнению одного из ведущих специалистов по дизайну магазинов и торговых центров – Армена Канаяна, такая ситуация не будет существовать бесконечно – возникает конкуренция с более сильными сетями магазинов и строятся новые, лучше организованные, объекты торговой недвижимости.
Несколько лучше обстоит дело с более значительными торговыми объектами. Сетевые магазины и супермаркеты, зарубежные торговые компании, фирменные магазины, крупные торговые центры уделяют достаточно внимания и средств проведению маркетинговых исследований, разработке бренд-программ, функциональному зонированию торгового помещения, дизайну, устройству освещения и благоустройству территории, рекламной компании.
Очень оживленная и активная торговля идет в ЦУМе, старейшем торговом центре города Бишкек. Здание, построенное еще в советское время, успешно приспосабливается под современное состояние торговли, торговые площади комплекса увеличиваются, постепенно организовывается система навигации. Типичным для постсоветского пространства является реконструкция промышленных зданий под торговые центры. В Бишкеке примером такого здания является торговый центр «Silk Way» (Детский мир).
В зданиях, изначально не предназначенных для торгового процесса, трудно создать привлекательное, оригинальное торговое пространство, интересную и логичную систему навигации. Как пишут авторы книги «Проектирование магазинов и торговых центров» Кира Канаян, Рубен Канаян и Армен Канаян «Основная часть задачи навигации решается на первом этапе – этапе планировки, определяющей маршрут посетителя. На второй стадии работы добавляются акценты, по которым посетитель может дополнительно сориентироваться.» Концепция системы внутренней навигации в торговом центре обязательно должна включать в себя интуитивность основного посетительского маршрута, выразительность вертикальных коммуникаций, наглядность навигационных знаков. Торговые центры «Вефа», «Дордой Плаза» располагаются в специально выстроенных зданиях, где внутренняя планировка отвечает требованиям к крупному торговому помещению – предусмотрены и удобство прохода по торговому залу, и развитые вертикальные коммуникации, хорошая освещенность торгового объекта, места отдыха и предприятия питания.
Эффективность некоторых торговые центров Бишкека страдает из-за их незаметности. По причине отсутствия крупногабаритных указателей и выразительной наружной рекламы автомобилисты проезжают мимо торгового центра, не только не замечая въезда на его территорию, но и самого здания.
В торговых центрах Бишкека торговля организовывается достаточно стихийно, при планировке торговых залов не всегда создается однозначная концепция распределения арендаторов. Поскольку используемые определения товарных категорий нечеткие, а редкие существующие план-карты слишком сложны для восприятия или нелогичны, то найти нужный магазин посетителям становится трудно. Не практикуется использование в интерьере торговых центров навигационных ориентиров, позволяющих посетителям запоминать пройденные маршруты и возвращаться к понравившимся магазинам. Существенным недочетом можно считать частое отсутствие грамотных автостоянок возле торговых центров Бишкека и связанные с этим проблемы (неорганизованные парковки, пробки и аварийные ситуации) на прилегающих улицах, в то время как существующие автостоянки пустуют. Все основные принципы проектирования автостоянок возле торговых объектов изложены в книге «Проектирование магазинов и торговых центров», в главе «Организация парковки». Правильная организация магазинной парковки включает в себя не только расчет достаточного количества машиномест, но и грамотную планировку территории, устройство системы навигации. При этом необходимо заметно выделить въезд на парковку, хорошо обозначить его с проезжей части навигационными знаками и средствами ланшафтного дизайна. Устройство удобных подземных автостоянок в торговых центрах Киргизии сильно осложняется высокой сейсмичностью региона, необходимостью устанавливать дополнительные колонны, затрудняющие передвижение автомобилистов по гаражу и уменьшающие количество парковочных мест.
В большинстве магазинов Киргизии не в полной мере решается основная задача проектирования магазина – создание удобной для совершения покупок и производства технологических процессов среды и практически не встречается в киргизских магазинах грамотная система навигации. Во многих супермаркетах торговое оборудование не всегда расположено логично, иногда проходы слишком узкие, встречается нерациональная выкладка товара. Также к часто встречающимся недочетам можно отнести плохую освещенность фасадов зданий в вечернее время, недостаточное выделение входной зоны.
Как пример правильной организации входной группы можно привести торговый центр «Вефа». Территория перед входом в здание благоустроенна – освещение и скамейки делают это место привлекательным для прохожих. Супермаркеты «Народный» устраивают различные акции и распродажи и устанавливают грили непосредственно возле входных дверей магазинов, тем самым создавая ощущение праздника и многолюдности.
Сильными конкурентами отечественным магазинам являются зарубежные операторы, такие, как, например, торговая сеть Sela, салоны мобильной связи «Евросеть», предоставляющие магазинам в Киргизии свои фирменные технологии торговли и условия оформления торговых помещений.
Продуманность при планировке торгового зала, осознанное отношение к фирменному стилю и дизайну среди киргизских магазинов в основном присущи крупным торговым сетям – супермаркетам «Народный» и «7 дней», ювелирным магазинам «Алтын», салонам мобильных операторов «Megacom», «Fonex», «Bitel», сети аптек «Айболит».
Последовательность работы над проектированием магазина.
Анализ мирового опыта работы с проектированием магазинов и торговых центров позволяет выработать определенную последовательность, следование которой значительно повышает эффективность инвестиций в торговую недвижимость.
- Разработка общей концепции магазина;
- Проведение анализа покупательской и конкурентной среды;
- Анализ месторасположения магазина;
- Архитектурное проектирование;
- Разработка схемы функционального зонирования;
- Эффективное зонирование для торговых и технологических процессов;
- Решение планировки торгового зала:
- Разработка посетительских маршрутов
- Расстановка торгового оборудования;
- Анализ эффективности соотношения торговых и неторговых площадей;
- Создание дизайн-проекта магазина;
- Благоустройство прилегающей территории.
Последовательное проектирование магазина или торгового центра или поэтапная реконструкция магазина для повышения его эффективности помогает создать прибыльный и конкурентоспособный торговый объект.
|