Мерчендайзинг |
Книга «Проектирование магазинов и торговых центров» – уникальное издание о проектировании магазинов, предназначенное для специалистов, профессионалов в области розничной торговли. В книге вы найдете ответы на вопросы:
Это пособие – не сухой язык теории: издание собрало в себе весь мировой практический опыт проектирования магазинов, который вы cможете использовать при строительстве вашего магазина.
|
Мария Озмитель,
|
Вариант планограммы для обувного магазина |
Организация торгового пространства. С помощью методов мерчендайзинга исследуют эффективность торговой площади, выявляют оптимальный вариант расстановки торгового оборудования и основные покупательские маршруты.
Консультанты по розничным технологиям Кира и Рубен Канаян в статье «Стандарты для розничных сетей: разработка и внедрение» предлагают создание специальных «схем оборудования» – графического изображения торгового зала с характеристиками оборудования. «Для удобства работы и доступа к информации полки на стеллажах обычно учитываются посекционно, и на схеме указываются размеры секций стеллажа и количество полок в каждой секции (рабочих и накопителя). Схема «Оборудование» является базой для составления схем и расчета эффективности использования торговых площадей».
Наиболее часто употребляемым мерчендайзерами инструментом становятся планограммы.
Планограммой называется графическое отображение стандартов мерчендайзинга для конкретной точки продаж или сетевого розничного объекта.
Выкладка товаров. При организации эффективной выкладки на полках магазина ставятся следующие основные задачи:
Все эти задачи реализуются различными приемами мерчендайзинга, как общими, так и зависящими от специфики товара. Разнообразие приемов мерчендайзинга на примере выкладки рыбы и морепродуктов можно увидеть в фотогалерее «Шедевры итальянской выкладки» с профессиональными комментариями Киры и Рубена Канаян.
Здесь приводятся правила мерчендайзинга, действующие для многих видов товаров. Все правила мерчендайзинга основаны на общих принципах поведения покупателей в торговом зале и призваны обеспечить максимальное удобство при совершении покупки.
Работа штатных мерчендайзеров торговых объектов в чем-то противоречит деятельности мерчендайзеров производителей, желающих разместить свою продукцию на лучших местах и в наибольшем количестве. Соблюдение правил мерчендайзинга в точке продаж помогает разрешению этого противоречия.
Более подробно о правилах мерчендайзинга можно прочитать в книге «Мерчендайзинг» Киры Канаян и Рубена Канаяна.
|
В Киргизии уделяют достаточное внимание мерчендайзингу пока только крупные розничные сети, бутики и специализированные магазины. Все чаще можно увидеть красивую и логичную выкладку товара, грамотное и интуитивно понятное разделение по товарным категориям.
Наиболее часто встречающимися «промахами» мерчендайзеров в Бишкеке можно назвать несоответствие ценников товарам на полке. Покупателям приходится тратить много времени на определение цены понравившегося товара, зачастую нужный ценник так и не находится. Разумеется, продажи магазина от этого страдают.
Также недостаточно развит в магазинах Киргизии мерчендайзинг овощей и фруктов – как ни странно, но на рынках эта товарная категория представляется гораздо более привлекательно.
К особенностям мерчендайзинга в Киргизии можно отнести самобытные приемы, применяемые для выкладки сувенирной продукции – создание объемных экспозиций товаров из меха и резного дерева, выкладка «навалом» для изделий из войлока, шелка, тисненой кожи.
|
|
В сетях продовольственных супермаркетов в Киргизии, хоть и заметна работа над выкладкой и планировкой, но не везде присутствует единый стандарт мерчендайзинга – в каждый магазин покупатели приходят как в новый. В самой крупной торговой сети в стране – «Народный», состоящей из 38 магазинов современного формата в 2008 году работало только 2 штатных мерчендайзера, поэтому многие функции выполняют администраторы и продавцы магазина. Разработка стандартов мерчендайзинга позволяет повысить эффективность работы персонала, регламентировать ответственность каждого отдельного сотрудника. При необходимости внесения каких-либо изменений в выкладку наличие правил мерчендайзинга в магазине сокращает время на принятие и согласование решений.