Розничная торговля в Киргизии Розничные технологии
Розничная торговля в Кыргызстане
Разработка бренда

Мерчендайзинг

ТОРГОВЛЯ В КИРГИЗИИ
Экономика Киргизии
Анализ рынка Киргизии
Перспективы развития
Обзор торговой недвижимости
О потребителях
Особенности национальной торговли
ОПЕРАТОРЫ РЫНКА КИРГИЗИИ
Киргизские торговые компании
Зарубежные торговые компании
Торговые центры
Магазины
Рыночные комплексы
ПРОИЗВОДИТЕЛИ
Пищевая промышленность
Текстильное производство
Мебельное производство
КАК ОТКРЫТЬ МАГАЗИН
Как открыть свой магазин
Маркетинговые исследования
Аренда торговой недвижимости
Покупка торговой недвижимости
Проектирование магазина
Формирование ассортимента
Разработка бренда
Дизайн магазина
ТЕХНОЛОГИИ ПРОДАЖ
Анализ мирового опыта
Мерчендайзинг
Кадровый менеджмент
О ПРОЕКТЕ
Проект Retail Kyrgyzstan
Партнеры
Деловое сотрудничество
Контактная информация
Проектирование магазинов

Книга «Проектирование магазинов и торговых центров» – уникальное издание о проектировании магазинов, предназначенное для специалистов, профессионалов в области розничной торговли. В книге вы найдете ответы на вопросы:

  • Как открыть магазин?
  • Как сделать его популярным у посетителей?
  • Как повысить уровень продаж и увеличить прибыль уже действующего магазина?

Это пособие – не сухой язык теории: издание собрало в себе весь мировой практический опыт проектирования магазинов, который вы cможете использовать при строительстве вашего магазина.

Любовь Ивасенко
Главный редактор сайта
www.retailkyrgyzstan.com

Мария Озмитель,
специально для проекта © Ритейл Кыргызстан

31 мая, 2009 г.

Что такое мерчендайзинг?

Мерчендайзинг – от англ. merchandise – товар. В торговой практике этим термином называют совокупность маркетинговых приемов, направленных на создание эффективного торгового пространства.
Методы мерчендайзинга способствуют:

  • Повышению продаж в магазине;
  • Оптимизации ассортимента;
  • Приобретению покупательской лояльности;
  • Поддержке репутации розничного бренда.

Единые стандарты мерчендайзинга – необходимая составляющая брендинга сетевого торгового объекта, способствующая повышению узнаваемости бренда и созданию комфортной среды для покупателей.

Методы мерчендайзинга

Вариант планограммы для обувного магазина
Вариант планограммы для обувного магазина

Организация торгового пространства. С помощью методов мерчендайзинга исследуют эффективность торговой площади, выявляют оптимальный вариант расстановки торгового оборудования и основные покупательские маршруты.

Консультанты по розничным технологиям Кира и Рубен Канаян в статье «Стандарты для розничных сетей: разработка и внедрение» предлагают создание специальных «схем оборудования» – графического изображения торгового зала с характеристиками оборудования. «Для удобства работы и доступа к информации полки на стеллажах обычно учитываются посекционно, и на схеме указываются размеры секций стеллажа и количество полок в каждой секции (рабочих и накопителя). Схема «Оборудование» является базой для составления схем и расчета эффективности использования торговых площадей».

Наиболее часто употребляемым мерчендайзерами инструментом становятся планограммы.

Планограммой называется графическое отображение стандартов мерчендайзинга для конкретной точки продаж или сетевого розничного объекта.

Выкладка товаров. При организации эффективной выкладки на полках магазина ставятся следующие основные задачи:

  • привлечение внимания покупателя к товару;
  • увеличение числа импульсных покупок;
  • поддержание товарного запаса, порядка на полках в течении рабочего дня.

Все эти задачи реализуются различными приемами мерчендайзинга, как общими, так и зависящими от специфики товара. Разнообразие приемов мерчендайзинга на примере выкладки рыбы и морепродуктов можно увидеть в фотогалерее «Шедевры итальянской выкладки» с профессиональными комментариями Киры и Рубена Канаян.

Правила мерчендайзинга

Здесь приводятся правила мерчендайзинга, действующие для многих видов товаров. Все правила мерчендайзинга основаны на общих принципах поведения покупателей в торговом зале и призваны обеспечить максимальное удобство при совершении покупки.

Правила размещения товаров в торговом зале:

  1. Организация основных маршрутов посетителей против часовой стрелки. По проходу покупатели обычно движутся вперед по правой стороне, и возвращаются – по левой.
  2. Выделение товаров-лидеров в ассортименте и отведение им лучших мест в торговом зале.
  3. Сезоные и праздничные изменения. Возможна организация дополнительных точек продаж или создание новых товарных групп. (Например, «Новогодние подарки»).
  4. Акцентированное выделение зон промо-акций и распродаж.

Правила выкладки:

  1. Единство товарной группы. Все товары данной группы должны находится в пределах обозримости.
  2. Образец товара и товарный запас. Образец товара должен быть по возможности освобожден от упаковки и выставлен в максимальной обозримости. Товарный запас находится на полке за или под образцом.
  3. Основные и дополнительные точки продажи товара.
  4. Группировка по виду.
  5. Группировка по цене. Товары располагаются слева-направо: сначала дешевые, затем дорогие.
  6. Группировка по марке. Внутри товарной категории выкладка группируется по марке или бренду товара.
  7. Выделение цветовых пятен, контрастное расположение товара.
  8. Расстояние между товарами не должно превышать размера самого товара.
  9. Выделение товара на витрине. С помощью POS-материалов выделяется некоторое количество продвигаемых товаров, не более 15% от общего количества товаров на данной полке (витрине).
  10. Ценники. Должны располагаться непосредственно перед товаром или справа от него. Не допускается установка ценника на товар. В случае, когда в течении дня товар часто берется покупателями с полки, ценник вкладывается в специальный ценникодержатель с креплением.

Работа штатных мерчендайзеров торговых объектов в чем-то противоречит деятельности мерчендайзеров производителей, желающих разместить свою продукцию на лучших местах и в наибольшем количестве. Соблюдение правил мерчендайзинга в точке продаж помогает разрешению этого противоречия.
Более подробно  о правилах мерчендайзинга можно прочитать в книге «Мерчендайзинг» Киры Канаян и Рубена Канаяна.

Мерчендайзинг в Киргизии

Разделение по товарным категориям в книжном магазине
Разделение по товарным категориям в книжном магазине

В Киргизии уделяют достаточное внимание мерчендайзингу пока только крупные розничные сети, бутики и специализированные магазины. Все чаще можно увидеть красивую и логичную выкладку товара, грамотное и интуитивно понятное разделение по товарным категориям.

Наиболее часто встречающимися «промахами» мерчендайзеров в Бишкеке можно назвать несоответствие ценников товарам на полке. Покупателям приходится тратить много времени на определение цены понравившегося товара, зачастую нужный ценник так и не находится. Разумеется, продажи магазина от этого страдают.

Также недостаточно развит в магазинах Киргизии мерчендайзинг овощей и фруктов – как ни странно, но на рынках эта товарная категория представляется гораздо более привлекательно.

К особенностям мерчендайзинга в Киргизии можно отнести самобытные приемы, применяемые для выкладки сувенирной продукции – создание объемных экспозиций товаров из меха и  резного дерева, выкладка «навалом» для изделий из войлока, шелка, тисненой кожи.

Мерчандайзинг киргизской сувенирной продукции

Мерчандайзинг киргизской сувенирной продукции
Выкладка сувенирной продукции

Выкладка сувенирной продукции

В сетях продовольственных супермаркетов в Киргизии, хоть и заметна работа над выкладкой и планировкой, но не везде присутствует единый стандарт мерчендайзинга – в каждый магазин покупатели приходят как в новый. В самой крупной торговой сети в стране – «Народный», состоящей из 38 магазинов современного формата в 2008 году работало только 2 штатных мерчендайзера, поэтому многие функции выполняют администраторы и продавцы магазина. Разработка стандартов мерчендайзинга позволяет повысить эффективность работы персонала, регламентировать ответственность каждого отдельного сотрудника. При необходимости внесения каких-либо изменений в выкладку наличие правил мерчендайзинга в магазине сокращает время на принятие и согласование решений.

 


Использованная литература: