Розничная торговля в Киргизии Розничные технологии
Розничная торговля в Кыргызстане
Разработка бренда

Кадровый менеджмент в розничной торговле

ТОРГОВЛЯ В КИРГИЗИИ
Экономика Киргизии
Анализ рынка Киргизии
Перспективы развития
Обзор торговой недвижимости
О потребителях
Особенности национальной торговли
ОПЕРАТОРЫ РЫНКА КИРГИЗИИ
Киргизские торговые компании
Зарубежные торговые компании
Торговые центры
Магазины
Рыночные комплексы
ПРОИЗВОДИТЕЛИ
Пищевая промышленность
Текстильное производство
Мебельное производство
КАК ОТКРЫТЬ МАГАЗИН
Как открыть свой магазин
Маркетинговые исследования
Аренда торговой недвижимости
Покупка торговой недвижимости
Проектирование магазина
Формирование ассортимента
Разработка бренда
Дизайн магазина
ТЕХНОЛОГИИ ПРОДАЖ
Анализ мирового опыта
Мерчендайзинг
Кадровый менеджмент
О ПРОЕКТЕ
Проект Retail Kyrgyzstan
Партнеры
Деловое сотрудничество
Контактная информация
Проектирование магазинов

Книга «Проектирование магазинов и торговых центров» – уникальное издание о проектировании магазинов, предназначенное для специалистов, профессионалов в области розничной торговли. В книге вы найдете ответы на вопросы:

  • Как открыть магазин?
  • Как сделать его популярным у посетителей?
  • Как повысить уровень продаж и увеличить прибыль уже действующего магазина?

Это пособие – не сухой язык теории: издание собрало в себе весь мировой практический опыт проектирования магазинов, который вы cможете использовать при строительстве вашего магазина.

Любовь Ивасенко
Главный редактор сайта
www.retailkyrgyzstan.com

Мария Озмитель,
специально для проекта © Ритейл Кыргызстан

12 декабря, 2008 г.

Кадровый менеджмент – это система действий, направленная на обеспечение торгового объекта человеческими ресурсами. Человеческим капиталом называют совокупность знаний, умений, навыков и способностей работников, используемых организацией.

Подбор персонала торгового объекта.

Основные типы найма сотрудника.

В развитых торговых организациях применяются два основных способа закрытия вакансий:

  • Внутренний найм – продвижение сотрудников внутри организации. Позволяет обеспечить карьерный рост каждого сотрудника.
  • Внешний найм – подбор людей, не связанных ранее с деятельностью данного торгового объекта. Приглашаются известные специалисты или проводится обычный поиск по информационным базам. Набор людей «со стороны» дает возможность широкого выбора и привлечения «свежих» ресурсов в компанию. В Бишкеке для поиска сотрудников используются интернет-ресурсы, специальные периодические издания, реклама на телевидении и размещение объявлений непосредственно в местах продаж или на улице.

Состав сотрудников.

Каждая компания может очень сильно варьировать и изменять состав сотрудников, количество персонала. Здесь приводится приблизительный список должностей, востребованных магазином или розничной сетью.

Руководители:

  • Директор магазина, управляющий магазином. На такую должность обычно назначается лицо, имеющее высшее специальное образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет. Основными обязанностями управляющего является планирование и организация торговой деятельности магазина, построение коллектива магазина, контроль за качеством выполнения планов продаж.

Специалисты:

  • Администратор торгового зала. В должностные обязанности администратора торгового зала входят обеспечение бесперебойной работы супермаркета, организация и контроль работы персонала супермаркета, контроль за работой оборудования, обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований в магазине и на прилегающей территории.
  • Юрист. Для обеспечения правового сопровождения деятельности магазина обычно нанимается профессиональный юрист, имеющий опыт работы с торговыми объектами. Занимается контролем заключенных договоров и контрактов, консультированием сотрудников организации по правовым вопросам, ведением всей документации и отслеживанием изменений в законодательстве, касающихся деятельности магазина.
  • Финансист, финансовый менеджер. На эту должность обычно требуется человек с высшим специальным образованием и знанием специфики деятельности торговых объектов. Обязанности: управленческий учет (приход, расход, сдача коммерческого отчета, сбор информации по продажам), управление денежными и товарными потоками, контроль документооборота, контроль договорных условий с поставщиками, контроль по расчетам с клиентами, анализ кредитной документации и отчетности, расчет бонусов по итогом работы менеджеров за месяц, проверка авансовых отчетов.
  • Мерчендайзер. В должностные обязанности мерчендайзера входит составление и анализ работы планограмм, обеспечение выкладки в соответствии с планограммами; мерчендайзинговое сопровождение промо-акций, обучение персонала супермаркетов основам мерчандайзинга, определение и размещение POS-материалов, регулярная проверка соответствия ценников прайс-листу. Для эффективного выполнения этой работы выбирается специалист с опытом работы, творческий, аккуратный и целеустремленный.
  • Аналитик. Задачами аналитика в магазине являются решение вопросов ценообразования, составление структуры ассортиментной матрицы, анализ продаж, анализ товарного запаса, выставление плана продаж на основе истории продаж. В наиболее крупных розничных сетях организуются Отделы ценообразования, формирующие прайс-листы для всех регионов.
  • Товаровед. На эту должность обычно принимаются люди с высшим профессиональным образованием или средним специальным образованием и стажем не менее 3 лет, знанием программного продукта «1С:Управление торговлей». Должностные обязанности товароведа: прием и оприходование товара, распечатка ценников, прием и учет возвращенных и бракованных товаров, контроль за соблюдением правил хранения товаров на складах, участие в проведении инвентаризаций товарно-материальных ценностей.

Основной персонал:

  • Менеджер по закупкам. Основными качествами кандидата на эту должность считаются коммуникабельность, активность, настойчивость, ответственность, знание технологий производства в своей товарной категории. В обязанности менеджера по закупкам входит поиск и работа с поставщиками, налаживание связи поставщика с торговым объектом, составление и корректировка ассортиментной матрицы, отслеживание поставок, фиксирование недопоставок; контроль стабильности ассортимента, контроль возвратов.
  • Категорийный менеджер. Специалист, отвечающий за продажи товара определенной категории. Должностные обязанности категорийного менеджера: формирование ассортиментной матрицы в рамках определенной категории, ведение переговоров с поставщиками, планирование и анализ продаж. На эту должность нанимается человек с аналитическими способностями, инициативный и с управленческими навыками.
  • Продавец-консультант. В Киргизии, к сожалению, даже самые крупные торговые сети не предъявляют к должности продавца никаких требований, предлагая собственное обучение кандидатов. Это не совсем верно, поскольку продавцу необходимо профессиональное знание особенностей продаваемого товара, ассортимента магазина, навыки грамотного общения с клиентами. Функции продавца-консультанта следующие: консультирование покупателей, выкладка товара, контроль качества и сроков годности товара, представленного в отделе.

Технические исполнители:

  • Продавец-кассир. Требования к кассиру выдвигаются чаще всего такие: опыт работы с кассовым аппаратом, знание соответствующего программного обеспечения. В обязанности кассира входит наличный и безналичный расчет за товар на кассе, составление кассовой отчетности.
  • Работники склада, фасовщики. Требования к кандидату: желателен опыт работы в подобной должности от 1 года, наличие высокого уровня ответственности и пунктуальности. Обязанности – комплектация продукции согласно заявкам, отправка заказов. Выполнение погрузочно-разгрузочных работ, выполнение работ по складированию товаров, контроль сохранности товарно-материальных ценностей, подача товаров в торговый зал.
  • Охранник. Службу безопасности магазина формируют из специально подготовленных людей, имеющих начальное профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 1 года.

Управление персоналом.

Мотивация и контроль сотрудников магазина.

Разработка системы оплаты труда сотрудников

Для составления обоснованного плана заработной платы сотрудников необходимо знание условий и системы оплаты труда в конкурирующих организациях.

«Экономия на зарплате может обернуться потерями, многократно превышающими увеличение заработка агентам. Заслуженная высокая зарплата – одно из базовых условий подбора сильной команды. Однако здесь надо проявлять максимум гибкости, ведь «переплата» тоже может привести к плачевному итогу – расхолаживанию, самоуспокоенности, утрате профессиональных качеств и падению дисциплины» – утверждают Кира и Рубен Канаян, специалисты в сфере розничных технологий, в статье «Особенности мотивации сотрудников отделов продаж».

Существует три основных вида оплаты труда сотрудников магазина:

  • Фиксированный оклад – недостатком этого вида оплаты труда является недостаточная заинтересованность работников в результате;
  • Процент продаж – считается, что при расчете исключительно на процент от результатов своей деятельности, сотрудник не чувствует себя достаточно связанным с организацией, возможно увеличение «текучести» кадров.
  • Оклад + процент с продаж – считается наиболее эффективной системой оплаты.

Возможно применение системы бонусов за инициативное участие в деятельности магазина. Бонусами (как положительными, так и отрицательными) становятся баллы, набранные за определенный период (месяц, квартал, год) и переводимые в денежный эквивалент при выплате заработной платы.

Нематериальная мотивация

  • Создание крепкой идеологии компании.
  • Создание достойных условий труда. Сюда входит и предложение «социального пакета», и правильная организация рабочего времени сотрудника, и обеспечение безопасности на производстве. Важную роль также играет создание дружественной атмосферы, уважительное отношение к персоналу.
  • Повышение квалификации сотрудников. Обучение и профессиональная подготовка персонала позволяет повысить лояльность сотрудников и эффективность бизнеса. На сегодняшний день существует значительное предложение по корпоративному, индивидуальному и групповому обучению сотрудников всех категорий – топ-менеджеров, специалистов, основного персонала. Задачи обучения сотрудников могут отличаться – в ряде случаев целью ставится повышение профессионализма – ознакомление с новыми методами и технологиями работы, освоение более современного оборудования. Сюда же относятся обучающие программы, направленные на развитие личностных качеств сотрудников, например, коммуникативных навыков. Посещение семинаров по близким и смежным специальностям позволяет более полно вовлекать сотрудников в деятельность магазина, способствует лучшему пониманию всего процесса в целом.
  • Возможность карьерного роста. По словам Армена Канаяна, одного из авторов книги
    «Управление персоналом в розничной торговле», «совершенно необходимым качеством каждого руководителя является умение выбирать лояльных и заинтересованных сотрудников, находить и реализовывать их сильные качества, создавать каждому перспективы карьерного роста. Увеличение личного вклада каждого человека в развитие компании помогает обеспечить его эмоциональное и материальное удовлетворение.»

Корпоративная культура торгового объекта

Корпоративной культурой называется принимаемый всеми сотрудниками стиль и нормы работы. Для создания собственной корпоративной культуры необходимо мотивировать желание работника ориентироваться на ценности компании. Внешними принципами корпоративной культуры можно назвать традиции компании, стандарты обслуживания посетителей, стиль разрешения конфликтов, дресс-код.

Внутренние принципы направлены на создание сплоченного коллектива – регламентированная иерархия, корпоративные символы (гимны, лозунги, ритуалы), проведение корпоративных мероприятий – поездки, праздники, соревнования.

 


Использованные материалы: